Проведение выставок - эффективный инструмент развития международных торгово-экономических и научно-технических связей. Поэтому вполне закономерно, что у участников выставок, возрастает и число вопросов, касающихся таможенного оформления выставочных экспонатов и сопутствующих товаров, а также предложений по упрощению и ускорению таможенных процедур в отношении этих специфичных грузов. На вопросы, которые часто возникают у экспонентов, ответы подготовила редакция газеты «Налоговые и таможенные вести».
Выставочными называются товары, которые используются как экспонаты или предназначены для обустройства павильонов, стендов или экспозиций на выставках. В международной таможенной практике они оформляются в режиме временного ввоза.
Согласно Таможенному кодексу (далее - ТК) временный ввоз (вывоз) - режим, при котором пользование товарами на таможенной территории нашей страны или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики. В частности, статьей 22 ТК установлено, что помещение товаров под режим временного ввоза допускается с разрешения таможенного органа при представлении обязательства об их обратном вывозе, обеспечении уплаты таможенных платежей, идентификации товаров. Это означает, что временно ввозимые товары обратно должны быть вывезены в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения и пользования.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 постановления Кабинета Министров "Об условиях временного ввоза товаров и транспортных средств на территорию Республики Узбекистан" (от 17 августа 2004 года N 399) не подлежат помещению под режим временного ввоза следующие товары:
Каков порядок выдачи разрешения на помещение выставочных товаров в режим временного ввоза? И какие требования необходимо соблюдать для их помещения в данный режим?
К слову, при заявлении большого числа наименования товаров они могут указываться в отдельной спецификации.
Заявление рассматривается в течение пятнадцати дней. При положительном решении вопроса заявителю выдается Разрешение на временный ввоз (вывоз) товара согласно приложению N 2 к Положению.При необходимости таможенные органы могут запросить дополнительные документы и сведения. В этом случае срок рассмотрения заявления исчисляется со дня их представления. При этом установленный срок, на который товары помещаются в режим временного ввоза (вывоза), указывается в грузовой таможенной декларации.
Условия помещения товаров под таможенный режим временного ввоза (вывоза) несложны. Это, как указано в пункте 16 Положения, декларирование товаров в соответствии с установленным порядком; обеспечение возможности их идентификации; уплата таможенных платежей в необходимых случаях; представление разрешений уполномоченных органов, если товар подлежит их контролю.
Каким нормативным документом регламентируются условия временного ввоза в Узбекистан выставочной продукции?
Интересующие вас условия определены Правилами временного ввоза товаров и транспортных средств на территорию Республики Узбекистан (утверждены постановлением Кабинета Министров от 17 августа 2004 года N 399, далее - Правила N 399). В частности, этим нормативно-правовым актом оговаривается, что пользоваться ими может лицо, получившее разрешение таможенных органов на временный ввоз. И лишь с разрешения таможенного органа допускается передача временно ввезенных товаров иному лицу, которое берет на себя обязательство соблюдать условия таможенного режима временного ввоза.
Подскажите, пожалуйста, облагаются ли ввозимые для участия в выставке экспонаты таможенными платежами?
К Правилам N 399 прилагается Перечень товаров, временно ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов. В него, в частности, включены товары для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях (за исключением выставок в местах осуществления производственной или иной коммерческой деятельности, проводимых с целью продажи ввезенных товаров), а также вспомогательные оборудование и материалы, предназначенные для использования на этих мероприятиях. При этом срок нахождения товаров на территории республики не должен превышать одного года.
К слову, в данном Перечне также обозначены и товарные образцы, предназначенные исключительно для целей получения заказов на эти товары и не пригодные для использования в иных целях. Их идентификация обеспечивается путем нанесения на них нестираемой маркировки, разрывов, пробивания дыр или нанесения повреждений каким-либо другим способом. Количество образцов не должно превышать 2 экземпляров каждого типа товара, марки, модели, артикула, фасона, окраски и т.д.
Слышала, что на выставочные товары таможенники наносят информационные идентификаторы. Как это осуществляется, и не наносят ли они ущерб экспонатам?
Средства таможенной идентификации однозначно никак не могут нанести ущерб выставочной продукции. Согласно Положению о таможенном режиме временного ввоза (вывоза)* таможенная идентификация временно ввозимых (вывозимых) товаров обеспечивается путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также других средств идентификации.
Средства таможенной идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами Республики Узбекистан или с их разрешения, за исключением случаев наличия реальной угрозы безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Для этого таможенному органу, осуществлявшему идентификацию, необходимо незамедлительно сообщить об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и, соответственно, представить доказательства существования такой угрозы.
Правда ли, что при ввозе зарубежными партнерами на выставку рекламной продукции таможенные платежи не уплачиваются?
Действительно, в Перечне товаров, временно ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов, указаны и ввозимые иностранным лицом рекламные материалы (каталоги, прейскуранты и коммерческие проспекты, модели, плакаты, планшеты, брошюры). Но при этом следует учесть, что для каждого получателя эти материалы должны быть ввезены не более чем в 2 экземплярах либо их общий вес брутто не должен превышать 50 килограммов. Также с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов ваши зарубежные партнеры могут ввезти рекламные фильмы, рекламные компьютерные носители информации, раскрывающие свойства или назначение товаров. Но при условии, что эти фильмы и носители информации остаются в собственности иностранного лица, относятся к иностранным товарам, предлагаемым иностранным лицом, предназначены исключительно для показа возможным их покупателям, ввозятся в одном экземпляре и их использование не имеет целью извлечение дохода.
При подготовке выставки российских коллег мы столкнулись с проблемами оформления выставочных экспонатов на таможенном посту из-за того, что не унифицированы товаросопроводительные документы по временному ввозу товаров. Если Россия присоединилась к Таможенной конвенции о Карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров, то Узбекистан еще не вошел в эту систему. Из-за этого российские бизнесмены столкнулись с рядом проблем, касающихся декларирования товаров и обеспечения таможенных платежей, хотя Карнет А.Т.А. заменяет декларацию и осуществляет беспошлинную, безналоговую и упрощенную форму оформления экспонатов при их ввозе.
Думаю, что для защиты участников ВЭД, развития выставочной деятельности, привлечения инвестиций необходимо уже сейчас ставить вопрос перед таможенными органами нашей страны об ускорении решения вопроса о присоединении Узбекистана к стамбульской Конвенции о временном ввозе.
Одним из основных требований к разработке новой редакции Таможенного кодекса является унификация таможенных правил Республики Узбекистан с международными нормами и стандартами. В этом контексте отражение в законопроекте положений Конвенции "О временном ввозе", подписанной в Стамбуле в 1990 году, позволит начать подготовительную работу по принятию Узбекистаном Карнета А.Т.А. В мировой практике этот документ используется давно и успешно. Поэтому есть основания полагать, что проблемы, связанные с осуществлением таможенных процедур в отношении товаров, предназначенных для использования на выставочных мероприятиях, встретят понимание в Государственном таможенном комитете.
Хотелось бы вкратце узнать о механизме применения карнетов А.Т.А. И когда эти международные документы будут применяться в нашей республике?
Карнеты А.Т.А. применяются следующим образом: организация или фирма, намеревающаяся временно вывезти товар в другую страну, обращается в торговую палату либо иной аналогичный уполномоченный национальный орган своей страны с заявлением о выдаче Карнета А.Т.А. Он состоит из нескольких сброшюрованных листов различного цвета, в которых указываются количество и стоимость товаров, цель временного ввоза, страна предполагаемого вывоза товара. Желтые листы используются при экспорте и реэкспорте из страны временного вывоза, белые - импорте и реимпорте в страну временного ввоза, голубые - для транзита, зеленые - обложка Карнета А.Т.А. При каждом пересечении границы (в том числе при транзите через другие страны) таможенные службы пограничных пунктов делают отметки в Карнете А.Т.А., оставляя у себя отрывную часть соответствующего листа. Заключит эту процедуру запись таможни страны, из которой был вывезен товар, об обратном его ввозе, после чего Карнет будет погашен и возвращен держателем выдавшему его органу. Поскольку Республика Узбекистан не является участницей Таможенной конвенции о Карнете А.Т.А, данный документ на территории нашей страны не применяется.
------------------------------------------------------------------
* Утверждено постановлением ГТК, зарегистрированным МЮ 14 октября 2004 года N 1418.