Темпы и факторы экономического роста в Республике Узбекистан в 2019 году: предварительные оценки
  • Ваш бизнес на связи со всем миром!

  • 24 года опыта на рынке выставочных услуг Узбекистана

  • 20 выставок по 14 тематическим направлениям ежегодно

  • 12 000 компаний – экспонентов из 47 стран, география которых охватывает практически все континенты: Европу, Азию, Америку.

  • 1 200 000 – посетителей ежегодно: 95% специалисты, 68% лица, принимающие решения

06.01.2020

Темпы и факторы экономического роста в Республике Узбекистан в 2019 году: предварительные оценки

По оценкам Госкомстат РУз, валовой внутренний продукт (ВВП) Республики Узбекистан за январь-сентябрь 2019 года в текущих ценах составил 361 858,4 млрд. сум и по сравнению с январем-сентябрем 2018 года, вырос в реальном выражении на 5,7%. Согласно предварительным оценкам основных макроэкономических показателей на конец 2019 года, ожидается, что реальные темпы роста ВВП будут ускоряться до 5,5% по сравнению с 5,1% в 2018 году, при номинальном ВВП в размере 524 трлн сум (58,3 млрд. долларов США).

Годовой уровень инфляции, измеряемой на основе ИПЦ, на конец 2019 года прогнозируется на уровне 15,5% (14,3% в 2018 году), а дефлятор ВВП по отношению к ценам должен составить 118,0%. Прогнозируется, что золотовалютные резервы достигнут 27,7 млрд долларов США (26,4 млрд долларов США в 2018 году). Внешний государственный долг ожидается в пределах 15,0 млрд долларов США или 25,8% к ВВП (9,8 млрд долларов США или 19,8% к ВВП в 2018 году).

ВВП на душу населения составил 10 805 тыс. сум в реальном выражении за январь-сентябрь 2019 года и, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, увеличился на 3,7%. Ожидается, что на конец 2019 года ВВП на душу населения составит 15900 тыс. сум, что на 2,9% больше чем в предыдущем году.

Рост реального ВВП обусловлен прежде всего внутренними факторами - существенным ростом таких компонентов совокупного спроса, как валовые инвестиции и государственные расходы вследствие:

1) стимулирующей кредитной активности банков, выражавшейся в росте кредитования экономики, которое согласно прогнозам, вырастет на 44,0% в 2019 году (50,2% в 2018 году);

2) стимулирующей фискальной политики, выражающейся в дефиците консолидированного бюджета, который ожидается в размере 1,3% к ВВП в 2019 году (в 2018 году – профицит 0,5% к ВВП).

3) умеренной протекционистской внешнеторговой политики, выражавшейся определённым увеличением среднеарифметического импортного тарифа[2] (ожидается, что среднеарифметическая ставка вырастет с 5,9% до 9%, а число товарных позиций, облагаемых нулевой ставкой, снизится с 62,7% до 40,1%).

В 2019 году рост внутреннего совокупного спроса обеспечивался за счет:

1) валовых инвестиций, которые согласно прогнозам, увеличатся на 28,6%, в том числе:

- централизованные государственные инвестиции (государственный бюджет, Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан, кредиты, привлеченные

[1] В рамках Закона «О государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год» установлен предельный объем на общую сумму подписываемых соглашений по привлечению внешнего заимствования от имени Республики Узбекистан (Правительства Республики Узбекистан) или под гарантию Республики Узбекистан в размере 4 млрд. долларов США.

[2] До вступления Узбекистана в ВТО внешнеторговая политика государства будет иметь направление на временное ограничение ввоза импортных и поддержку производства аналогичных внутренних товаров и услуг с целью роста валового национального дохода. Либерализация и отказ от протекционизма запланированы на 2022–2030 годы.

Правительством и под гарантии Правительства) составят 52,3 трлн. сум, что на 23% больше чем в 2018 году;

- приток прямых иностранных инвестиций значительно увеличивается и достигнет 4,4 млрд. долларов США.

2) увеличения реальных доходов домашних хозяйств (прогнозируемый рост на 2019 год - 8%) в результате:

- роста реальной заработной платы в государственном секторе;

- роста общей реальной заработной платы в экономике за счёт снижения НДФЛ до 12%.

3) сокращения внешнеторгового дефицита по отношению к ВВП вследствие увеличения среднеарифметического импортного тарифа (за 9 месяцев 2019 года сальдо внешней торговли составило минус 4,3 млрд. долл. США, за аналогичный период 2018 года - минус 4,2 млрд. долл. США, но при этом рост реального ВВП был опережающим).

Ожидается, что со стороны совокупного предложения, рост реального ВВП будет поддерживаться значительным увеличением производства в строительном секторе (прирост на 11,8%), промышленности (6,4%), сфере услуг (6,1%) и сельском хозяйстве (3,0%).

По итогам 9 месяцев 2019 года, в отрасли промышленности наблюдается прирост добавленной стоимости на 7,0%. Положительная динамика в этой отрасли обеспечена за счет роста валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности – на 8,9%. Отметим, что прирост ВДС горнодобывающей промышленности и разработки карьеров составил всего лишь 1,9%, а других отраслей промышленности – лишь около 1,6%.

В обрабатывающей промышленности доля производства автотранспортных средств, трейлеров, полуприцепов и прочего транспортного оборудования составила 5,7%, электрического оборудования – 2,5%, что является крайне низким из-за высокой себестоимости этих товаров из-за высокой составляющей импортных комплектующих и отсутствия конкуренции среди производителей.

По итогам января-сентября 2019 года сельское, лесное и рыбное хозяйство продемонстрировало вялые темпы прироста на уровне 2,4%, что является недостаточным с точки зрения использования потенциала сельского хозяйства. Причинами являются неразвитость рыночных отношений в сфере землевладения и землепользования, водопользования, неразвитость законодательства в сфере создания товариществ фермерских хозяйств, нехватка кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок.

По итогам 9 месяцев 2019 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в отраслевой структуре ВВП (ВДС) снизился удельный вес сельского, лесного и рыбного хозяйства с 31,3% до 28,0%, сферы услуг – с 36,8% до 35,9% в то время, как удельный вес промышленности увеличился с 25,4% до 29,2% и строительства – с 6,5% до 6,9%.

Ожидается, что экономика Узбекистана в 2019 году станет третьей самой быстрорастущей экономикой в странах СНГ с учётом Украины, после экономики Туркменистана (6,3%) и Армении (6%). Отметим, что она находилась на четвёртом месте по росту в 2018 году после экономик Таджикистана (7,5%), Туркменистана (6,2%) и Армении (5,2%).

Согласно прогнозным оценкам, экономика Узбекистана может стать самой быстрорастущей наряду с экономикой Туркменистана среди экономик стран СНГ в 2020 году с темпом прироста, равным 6%.

Вместе с тем, Узбекистан занимает одно из последних мест по ВВП на душу населения (на последнем месте находится Таджикистан, предпоследнем – Кыргызстан, затем следует Узбекистан): ожидается, что по итогам 2019 года он составит 1831,6 долл. США (прирост на 18,2% по отношению к предыдущему году). Такая ситуация сохранится также в 2020 году.

С учетом сложившихся тенденций, внутренних и внешних рынков, зарубежной практики, основной приоритетной задачей социально-экономического развития страны в 2020 году является обеспечение макроэкономической стабильности в целях обеспечения устойчивого экономического роста, расширения экспортного потенциала и улучшения благосостояния населения.

Для реализации основной задачи предлагаются следующие меры и рекомендации:

Существенное повышение эффективности бюджетной политики, за счет сокращения непроизводительных расходов (усилить целевую адресность выделяемых бюджетных средств, усилить привязку госбюджета непосредственно к реализуемым отраслевым, региональным и функциональным целевым программам, переход к финансированию конкретных инвестиционных проектов);

Смягчение налоговой нагрузки в целях стимулирования отраслей перерабатывающей промышленности, в т.ч. малых предприятий индустриального направления (дальнейшее совершенствование налогового администрирования с целью вовлечения неформального сектора в официальный, что позволит увеличить доходы бюджета и оптимизировать ставки косвенных налогов; последовательная отмена налоговых льгот и преференций для создания условий ведения бизнеса, предоставлять налоговые льготы в отдельных случаях по инвестиционным проектам в целях снижения их стоимости и сокращения сроков окупаемости);

Разработка дополнительных мер по снижению потенциально высокого уровня инфляции, формирующегося за счет либерализации валютного рынка и ценообразования (углубленный анализ факторов ценообразования по основным видам товаров и услуг для принятия оптимальных решений с учетом их влияния на уровень благосостояния населения, в т.ч. малообеспеченных слоев);

Принятие дополнительных мер по стимулированию и поддержке продвижения товаров и услуг на экспорт, в т.ч. за счет расширения локализации производства, мобилизации всех государственных и негосударственных структур на экспортоориентированность и снижение ресурсоемкости экономики (определить конкретные отрасли или товарные группы, имеющие сравнительные конкурентные преимущества для проведения протекционистских мер по изменению тарифных ставок; разработка мероприятий по расширению экспорта в рамках многосторонних и двухсторонних переговоров об улучшении, продвижении товаров сопредельными странами – членами ВТО);

Дальнейшая мобилизация внутренних резервов и возможностей регионов для обеспечения устойчивости экономического роста, развития предпринимательского потенциала, в т.ч. в области высокотехнологичного индустриального развития.

UzDaily.uz


Возврат к списку