До выставки осталось 124 дня

transport

17-я Международная выставка
"Транспорт и логистика – TransLogistica Uzbekistan 2020"


04–06 ноября 2020 Ташкент, Узбекистан

По итогам января-февраля внешнеторговый оборот Узбекистана достиг $5,92 млрд.

21.03.2020

По итогам января-февраля внешнеторговый оборот Узбекистана достиг $5,92 млрд.

По итогам января-февраля 2020 года внешнеторговый оборот (ВТО) Узбекистана достиг $5,92 млрд., который, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизился на $190 млн. Об этом сообщает Госкомстат Узбекистана.

Из общего объема ВТО экспорт достиг $2,63 млрд. (к январю-февралю 2019 года отмечено снижение на 4,2%), а импорт – $3,28 млрд. (снижение на 2,2%). Зафиксирован пассивный баланс внешнеторгового оборота на сумму $657,5 млн.

В результате увеличения производства продукции, заменившей импортные товары, и диверсификации промышленного производства в структуре экспорта достигнуты значительные изменения. Узбекистан осуществляет торговые отношения более чем со 145 странами мира.

Наибольший объем его внешнеторгового оборота среди них зафиксирован с Китаем (16,6%), Российской Федерацией (16,1%), Казахстаном (7,0%), Республикой Корея (6,3%), Турцией (5,3%), Германией (1,8%) и Кыргызстаном (1,7).

Помимо этого, отмечается укрепление взаимосвязей с соседними государствами, проведение большой работы по развитию отношений в социально-экономической, торгово-промышленной и культурной сфере с этими странами.

В частности, за последние годы наблюдались значительные изменения в ВТО с соседними государствами, например с такими, как Казахстан и Кыргызстан. Наличие активного внешнеторгового баланса с Кыргызстаном, Таджикистаном и Афганистаном можно рассматривать как положительный результат во внешней торговле страны.

Наибольший объем ВТО с другими государствами (кроме соседних) приходится на Китай, Россию, Республику Корея и Турцию.

Среди 20 крупных стран-партнеров по внешнеэкономической деятельности также наблюдается активный внешнеторговый баланс с шестью странами, в частности с такими, как Афганистан ($99,4 млн.), Кыргызстан ($60,4 млн.), Таджикистан ($49,6 млн.), Турция ($25,1 млн.), Иран ($16,8 млн.) и Франция ($10,9 млн.). С остальными 14-ю странами сохраняется пассивный баланс внешнеторгового оборота.

Одна треть объема ВТО приходится на страны СНГ и, за последние годы, наблюдается тенденция к увеличению данного показателя. Это, в свою очередь, свидетельствует о расширении внешнеэкономических связей со странами СНГ. В результате принимаемых правительством республики мер по укреплению сотрудничества со странами СНГ и всесторонней поддержки внешней торговли, темпы роста внешнеторгового оборота стран СНГ, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, достигли 100,4% и их доля во внешнеторговом обороте, по итогам января-февраля 2020 года, составила 31,8%.

Объем внешнеторгового оборота других государств в январе-феврале 2020 года снизился (темпы роста - 95,3%) и составил 68,2% от общего объема внешнеторгового оборота.

Как известно, развитие международных экономических отношений способствует устойчивому экономическому росту экспорта с целью достижения определенных результатов. Реформы, реализуемые для повышения экспортного потенциала страны, государственной поддержки экспортеров и расширения номенклатуры экспортоориентированной продукции, позволили увеличить количество субъектов экспортеров (их общее количество составило 2 716 ед.) и это обеспечило доведение объема экспорта без учета спецэкспорта до 1 625,3 млн. долл. США (рост, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, составил 7,3%). В структуре экспорта 82,4% занимают товары, которые, в основном, приходятся на промышленные изделия (26,6%), минеральное топливо, смазочные масла и аналогичные материалы (15,6%), пищевые продукты и живые животные (7,4%), химические вещества и аналогичную продукцию (6,7%), а также на сырье непродовольственное, кроме топлива (5,7%).

Наблюдается отличие в направлении экспорта товаров и услуг между странами СНГ и другими зарубежными государствами. Так, 21,7% экспорта в страны СНГ в первую очередь занимает экспорт услуг, далее по объему идут промышленные товары, минеральное топливо, смазочные масла и аналогичные материалы, а также различные готовые изделия.

За отчетный период наиболее быстрыми темпами возрос экспорт животных, растительного масла, напитков, табака, минерального топлива, смазочных масел и аналогичной продукции в направлении стран СНГ, снижение, в первую очередь, отмечено в экспорте химических веществ, сырье непродовольственном, пищевых продуктов и живых животных.

Анализ структуры экспортируемых товаров и услуг в январе-феврале 2020 года, направленных в другие страны, показал, что, по сравнению с январем-февралем 2019 года, объем экспорта напитков, табака, машин и транспортного оборудования, химических веществ и аналогичной продукции, а также сырья непродовольственного снизился.

За последние три года возрос объем экспорта в страны СНГ и их доля в общем его объеме увеличилась с 22,2% в 2018 году до 25,9% в 2020 году. Соответственно доля в общем объеме экспорта других зарубежных стран составила 74,1%.

По сравнению с январем-февралем 2018-2019 годов, основными нашими партнерами по экспорту товаров и услуг во внешнеторговом обороте в январе-феврале 2020 года явились такие страны, как Российская Федерация (12,9% от общего объема экспорта), КНР (11,0%), Турция (6,5%), Казахстан (4,3%), Афганистан (3,8%), Кыргызстан (3,1%) и Таджикистан (2,4%).

Их доля в общем объеме экспорта превысила 44,0%. В январе-феврале 2020 года среди семи крупных стран-партнеров по экспорту товаров и услуг Российская Федерация восстановила свое место в доле экспорта. География стран-партнеров по экспорту товаров и услуг, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, увеличилась со 123 до 132 стран.

Наибольший объем в составе экспортируемых товаров среди крупных стран-партнеров составляют минеральное топливо, смазочное масло и аналогичные материалы, промышленное товары, а также различные готовые изделия.

Объем экспорта услуг по итогам января-февраля 2020 года составил $464,3 млн., или 17,6% от общего его объема и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, на 12,6%. Благодаря 1,2-кратному росту за последние три года, доля услуг в общем объеме экспорта увеличилась на 2,0 процентных пунктов. В составе экспорта услуг львиную долю занимают транспортные услуги (54,8%) и поездки (туризм) (35,4%).

К остальным относятся телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги (4,5%), услуги строительства (2,1%) и прочие (3,2%), в частности такие, как государственные товары и услуги, не отнесённые к другим категориям, финансовые услуги и др.

Объем экспорта плодоовощной продукции в натуральном выражении составил более 154,5 тыс. т и, в стоимостном выражении, превысил $80,6 млн. (темпы роста, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, соответственно составили 86,5% и 80,0%).

Из них было экспортировано 121,8 тыс. т овощей на сумму $43,6 млн., а также 32,7 тыс. т плодов и ягод на сумму $37,0 млн. (темпы роста в стоимостном выражении, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, соответственно составили 82,0% и 90,6%). Основные рынки экспорта плодоовощной продукции приходятся на Казахстан, Россию, Пакистан и Кыргызстан.

В связи с тем, что правительство значительное внимание уделяет развитию сельского хозяйства и садоводства, качество и объем экспортируемых товаров из года в год возрастают. Так, в январе-феврале 2020 года доля плодоовощной продукции в общем объеме экспорта составила 3,1%. Наибольший объем в стоимостном выражении экспорта плодоовощной продукции приходится на Казахстан (27,4% от всего объема плодоовощной продукции), что превышает объем экспорта в Российскую Федерацию в 3,1 раза.

Увеличение объема экспорта текстильной продукции непосредственно можно рассматривать как результат реформ по выпуску готовой продукции и формированию добавленной стоимости взамен производства хлопка-сырца. Например, по итогам января-февраля 2020 года осуществлен экспорт текстильной продукции на сумму $313,2 млн., что составило 11,9% от общего объема экспорта и, по сравнению с январем-февралем 2019 года, он возрос в 1,4 раза. В структуре экспорта текстильной продукции основную долю занимают пряжа х/б (51,1%), а также готовые трикотажные и швейные изделия (26,0%). В январе-феврале 2020 года более 277 видов текстильной продукции было экспортировано в 44 стран мира.

В результате практической работы по диверсификации текстильной промышленности республики и стимулированию экспорта готовой продукции потенциал нашей страны в этой области возрастает.

Наибольшая доля экспорта текстильной продукции приходится на Российскую Федерацию ($122,4 млн. – 39,1%), Китай (м62,0 млн. – 19,8%) и Турцию ($40,2 млн. – 12,8%)

За отчетный период импорт составил $3,28 млрд. (снижение темпов роста, по сравнению с январем-февралем 2019 года, составило 2,2%). Основную долю в его структуре занимают машины и транспортное оборудование (37,8%), промышленные товары (15,1%), а также услуги (11,7%).

Анализ динамики импорта товаров и услуг также показал, что в январе-феврале 2020 года, по сравнению с январем-февралем 2019 года, объем импорта товаров уменьшился на $144,8 млн. и составил $2,9 млрд, а импорт услуг достиг $383,9 млн.

Наибольший удельный вес импорта напитков, табака (98,7%), различных готовых изделий (94,6%), а также машин и транспортного оборудования (79,5%) приходится на страны СНГ, тогда как в других зарубежных государствах львиная доля выпадает на сырье непродовольственное (70,5%) и промышленные товары (69,2%).

Анализ структуры импортируемых товаров и услуг в январе-феврале 2020 года также показал, что, по сравнению с январем-февралем 2019 года, доля импорта сырья непродовольственного увеличилась с 4,1% по 6,1%, а доля пищевых продуктов, живых животных и промышленных товаров снизилась от 8,5% до 6,2%, от 16,3% до 15,1% соответственно

Анализ доли импорта услуг также показал, что в январе-феврале 2020 года, по сравнению с январем-февралем 2019 года, он увеличился от 9,3% до 11,7%.

Снижение объема импорта продовольственных товаров наблюдается за счет сахар, изделий из сахара и меда (на 41,1%), зерновых и продуктов из них (на 37,0%), напитков (на 34,7%) овощей и фруктов (на 20,0%), различных пищевых продуктов и препаратов (10,7).

Снижение объема импорта на минеральное топливо, смазочные масла и аналогичную продукцию произошло за счет сокращения объема импорта сырой нефти и битума (на 20,7%). В динамике сохраняется стабильное соотношение доли импорта со странами СНГ и другими зарубежными государствами, что, в пределах, составляет соотношение 36,5:63,5

По итогам отчетного периода первое место среди крупных стран-партнеров по импорту сохранил Китай с долей импорта в общем объеме 21,0% и Российская Федерация, которая, с долей 18,7%, разместилась на втором месте.

По сравнению с аналогичным периодом 2019 года, топ шести стран-партнеров по импорту не изменился.

В целом по итогам января-февраля 2020 года в Республику Узбекистан было импортировано товаров и услуг из 118 стран.

Семь крупных стран-партнеров (Китайская Народная Республика, Российская Федерация, Республика Корея, Казахстан, Турция, Германия и Литва) в общем объеме импорта имеют долю в 69,3%, что составляет $2,28 млрд.

По мере улучшения инвестиционного климата в стране и в результате реформ, реализуемых в этой сфере, естественным является рост импорта машины и транспортное оборудование. Так, с учетом больших объемов инвестиций со стороны Китая, Кореи, России, Германии и Турции, сохраняется высокая доля этих стран в объеме импорта указанной продукции.

Объем импорта услуг за январь-февраль 2020 года составил $383,9 млн., или 11,7% от общего его объема и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, на 22,2%. В составе импорта услуг основную долю занимают поездки (туризм-68,4%) и транспортные услуги (14,2%). К остальным видам услуг относятся сборы за использование интеллектуальной собственности (не отнесенной к другим категориям) (7,5%) телекоммуникационные, компьютерные, информационные (4,3%), прочие деловые услуги (2,6%), другие услуги.

По итогам января-февраля 2020 года объем импорта строительных материалов в общем его объеме составил 4,9% и достиг $160,6 млн. В его структуре основную долю занимают дерево и изделия из него (53,6%), стекло и изделия из него (6,0%), цемент (4,9%), а также асбест (2,0%).

В целом объем импорта стройматериалов по итогам января-февраля 2020 года, по сравнению с 2019 годом, сократился (снижение составило 15,8%).

Рост импорта строительных материалов, по сравнению с предыдущими годами, непосредственно связан с масштабными реформами в сфере благоустройства, в частности строительства жилья, работ по реконструкции и благоустройству населенных пунктов.

Партнерство по ВТО с перечисленными выше странами можно расценить как результат визитов Президента Республики Узбекистан, предпринятых им за последние года в 15 государств, это, в частности, визиты и подписанные там двусторонние взаимовыгодные договора со странами-партнерами.

UzDaily.com


Возврат к списку


Exclusive partners